Комитет по образованию
Распоряжение
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор) от 07.11.2018 №189/1513 (далее – Порядок), методическими рекомендациями по организации и проведению итогового собеседования, направленными письмом Рособрнадзора от 29.12.2018 №10-987
1. Утвердить Порядок проведения итогового собеседования по русскому языку (далее – итоговое собеседование) в Санкт-Петербурге в 2019 году согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (далее – СПб АППО):
- провести обучение педагогических работников образовательных организаций, привлекаемых к проведению итогового собеседования в качестве экзаменаторов-собеседников и экспертов по оцениванию итогового собеседования по критериям оценивания, утвержденным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, в срок до 12.02.2019;
- разработать, согласовать с Комитетом по образованию и разместить на официальном сайте СПб АППО методические рекомендации по подготовке обучающихся к итоговому собеседования в 2019 году в срок до 04.02.2019.
3. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий» (далее – СПб ЦОКОиИТ):
- осуществлять функции регионального центра обработки информации (далее – РЦОИ);
- организовать обучение педагогических работников, ответственных за проведение собеседования в образовательных организациях, в срок до 12.02.2019.
4. Администрациям районов Санкт-Петербурга:
- обеспечить своевременное размещение и обновление на официальных сайтах отдела образования администрации района и государственных образовательных организаций информации о сроках проведения итогового собеседования, о местах регистрации обучающихся девятых классов, экстернов в итоговом собеседовании;
- довести до сведения руководителей негосударственных образовательных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории района, информацию о порядке проведения итогового собеседования в Санкт-Петербурге в 2019 году;
- обеспечить проведение итогового собеседования в соответствии с требованиями законодательства и инструктивно-методических материалов.
5. Руководителям образовательных организаций, реализующих программу основного общего образования:
- обеспечить подачу заявлений обучающимися образовательных организаций на участие в итоговом собеседовании не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования и внесение соответствующих сведений в автоматизированную информационную систему;
- обеспечить своевременное размещение и обновление на официальных сайтах государственных образовательных организаций информацию о сроках проведения итогового собеседования, о местах регистрации для участия в итоговом собеседовании обучающихся, экстернов;
6. Руководителям образовательных организаций, привлекаемых к проведению итогового собеседования обеспечить проведение итогового собеседования в соответствии с требованиями законодательства и инструктивно-методических материалов.
7. Отделу профессионального образования Комитета по образованию организовать участие государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования в проведении итогового собеседования.
8. Утвердить минимальное количество баллов, полученных за итоговое собеседование, для выставления оценки «зачет» обучающимися, экстернами с ОВЗ, обучающимися, экстернами – детьми-инвалидами и инвалидами, имеющими следующие особенности психофизического развития: тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, а также глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата с выраженными нарушениями двигательных функций и нарушениями устной речи, иные: соматические заболевания (сахарный диабет - тяжелая форма, бронхиальная астма с частыми приступами, кардиологические заболевания в стадии декомпенсации, онкологические заболевания), неврологические заболевания (эпилепсия с частыми приступами, мигрень с частыми приступами, вегето-сосудистая дистония с синкопальными состояниями), психические заболевания (острые психозы, генерализованные тики, деструктивное поведение, аффективные нарушения, в т. ч. депрессивные состояния), - 7 баллов.
9. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по образованию Асланян И.А.
Председатель Комитета Ж.В. Воробьева
-
Порядок организации и проведения итогового собеседования по русскому языку в Санкт-Петербурге в 2019 году
Приложение к распоряжению
Комитета по образованию
от 2019.01.14 №54-р_
Порядок
организации и проведения итогового собеседования по русскому языку
в Санкт-Петербурге в 2019 году1.Общие положения
1.1. Порядок организации и проведения итогового собеседования по русскому языку в Санкт-Петербурге в 2019 году (далее – итоговое собеседование) как условия допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Санкт-Петербурге в 2019 году (далее – Порядок) определяет требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению и проверке итогового собеседования, порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового собеседования, рекомендуемый порядок проведения и проверки итогового собеседования, порядок обработки результатов итогового собеседования, срок действия результатов итогового собеседования.
Данный Порядок разработан в соответствии с:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»;
- методическими рекомендациями по организации и проведению итогового собеседования, направленными письмом Рособрнадзора от 29.12.2018 № 10-987.
2. Участники итогового собеседования.
2.1. Итоговое собеседования как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА) проводится для обучающихся IX классов, в том числе для:
- лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах (далее – обучающиеся);
- лиц, осваивающих образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо лиц, обучающихся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, проходящих экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (далее – экстерны);
- лиц, не допущенных к ГИА и не завершивших освоение образовательной программы основного общего образования в предыдущие годы, которые восстанавливаются в образовательных организациях на срок, необходимый для прохождения ГИА (далее – лица со справкой об обучении)
2.2. Обучающиеся IХ классов, допущенные к ГИА в 2018 году и ранее, и не прошедшие ГИА в предыдущие годы, не участвуют в итоговом собеседовании.
3. Порядок подачи заявления на участие в итоговом собеседовании.
3.1. Для участия в итоговом собеседовании участники подают заявление и согласие на обработку персональных данных в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования, а экстерны – в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, по выбору экстернов не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования
3.2. Заявление подается участником лично на основании документа, удостоверяющего его личность, или его родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и доверенности.
3.3. Обучающиеся, экстерны, лица со справкой об обучении с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) при подаче заявления для участия в итоговом собеседовании предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), а обучающиеся, экстерны дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, а также копию рекомендаций ПМПК в случаях, изложенных в подпункте 9.5 пункта 9 настоящего Порядка.
Для обучающихся, экстернов, лиц со справкой об обучении с ОВЗ, обучающихся, экстернов, лиц со справкой об обучении детей-инвалидов и инвалидов продолжительность итогового собеседования увеличивается на 30 минут.
4. Организация проведения итогового собеседования.
4.1. Организацию, информационно-технологическое и методическое обеспечение подготовки, проведения и анализа итогового собеседования осуществляют:
- Комитет по образованию;
- администрации районов Санкт-Петербурга;
- государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий» (далее – СПб ЦОКОиИТ);
- государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (далее – СПб АППО);
- государственное бюджетное учреждение Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Санкт-Петербурга (далее – ЦПМПК);
- территориальные психолого-медико-педагогические комиссии (далее - ТПМПК);
- образовательные организации.
4.2. Комитет по образованию:
- издает нормативные правовые и распорядительные акты, регламентирующие организацию и проведение итогового собеседования в Санкт-Петербурге, а также порядок проверки итогового собеседования;
- определяет способ ведения аудиозаписи ответов участников итогового собеседования;
- определяет лиц, ответственных за проведение итогового собеседования;
- определяет порядок создания комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования;
- определяет минимальное количество баллов, полученных обучающимися, экстернами с ОВЗ, обучающимися, экстернами – детьми-инвалидами и инвалидами, за итоговое собеседование для выставления оценки «зачет»;
- определяет порядок проверки ответов участников итогового собеседования экспертами, входящими в комиссию по проверке итогового собеседования;
- определяет порядок, состав и сроки передачи в региональный центр обработки информации (далее – РЦОИ) информации о результатах проведения итогового собеседования;
- определяет сроки, места и порядок ознакомления участников итогового собеседования и (или) их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования;
- определяет порядок подачи заявления на проверку аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования и организации повторной проверки устного ответа участника итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования другой образовательной организацией или комиссией, сформированной в случае, предусмотренном пунктом 13 настоящего Порядка;
- определяет места, порядок и сроки хранения, уничтожения комплектов текстов, тем и заданий итогового собеседования, аудиозаписей устных ответов участников итогового собеседования и других материалов итогового собеседования.
- организует информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения итогового собеседования.
4.3. Администрации районов Санкт-Петербурга:
- организуют информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения итогового собеседования и порядке ознакомления с результатами итогового собеседования через образовательные организации, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов «горячей линии» и ведения раздела на официальных сайтах в сети «Интернет» администрации района и образовательных организаций;
- обеспечивают проведение итогового собеседования в образовательных организациях;
- обеспечивают техническую готовность образовательных организаций к проведению итогового собеседования;
- обеспечивают работу пункта первичной обработки информации (далее – ППОИ);
- представляют заявки в СПб ЦОКОиИТ на обучение педагогических работников, ответственных за проведение итогового собеседования;
- обеспечивают проведение итогового собеседования в образовательных организациях в соответствии с требованиями законодательства;
- обеспечивают доставку бланков для проведения итогового собеседования в образовательные организации не позднее, чем за день до проведения итогового собеседования;
- обеспечивают ознакомление участников итогового собеседования и (или) их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования не позднее одного дня по окончании проверки ответов участников итогового собеседования;
- обеспечивают проверку результатов обработки бланков итогового собеседования образовательными организациями;
- обеспечивают информационную безопасность при хранении, использовании и передаче комплекта текстов, тем и заданий итогового собеседования по русскому языку (далее – КИМ) итогового собеседования, в том числе определяют места хранения КИМ итогового собеседования, лиц, имеющих к ним доступ, принимают меры по защите КИМ итогового собеседования от разглашения содержащейся в них информации;
4.4. СПб ЦОКОиИТ:
- осуществляет функции регионального центра обработки информации (далее – РЦОИ);
- осуществляет сбор сведений об обучающихся, экстернах, участвующих в итоговом собеседовании, и проверку корректности заполнения соответствующих полей в автоматизированной информационной системе «Параграф» (далее – АИС «Параграф»);
- вносит полученные данные об участниках итогового собеседования в региональную информационную систему;
- осуществляет обеспечение деятельности по эксплуатации региональной информационной системы и взаимодействию с федеральной информационной системой в порядке, определяемом Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 №755;
- проводит обучение педагогических работников, ответственных за проведение итогового собеседования в образовательных организациях, и технических специалистов.
- осуществляет информирование обучающихся, экстернов о порядке, местах и сроках проведения итогового собеседования на официальном информационном портале ege.spb.ru;
- разрабатывает и размещает на официальном информационном портале ege.spb.ru инструктивные материалы по проведению итогового собеседования;
4.5. СПб АППО проводит обучение:
- педагогических работников для выполнения роли экзаменатора-собеседника при проведении итогового собеседования;
- педагогических работников для выполнения роли эксперта по оцениванию итогового собеседования по критериям оценивания, утвержденным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
4.6. ЦПМПК выдает рекомендации о необходимости создания дополнительных условий при проведении итогового собеседования и необходимости изменения минимального количества баллов за выполнение всей работы обучающимся, экстернам с ОВЗ, обучающимся, экстернам - детям-инвалидам и инвалидам, а также о необходимости создания ППЭ на дому или в медицинской организации.
ТПМПК выдают рекомендации о необходимости создания дополнительных условий при проведении итогового собеседования и необходимости изменения минимального количества баллов за выполнение всей работы обучающимся по адаптированным образовательным программам в образовательных организациях, реализующих основные адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ, или в классах, в которых реализуется основная адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ.
4.7. Образовательные организации:
- осуществляют прием заявлений обучающихся на участие в итоговом собеседовании;
- осуществляют сбор сведений об обучающихся, участвующих в итоговом собеседовании, и внесение сведений в АИС «Параграф», своевременно передают информацию в пункт первичной обработки информации района (далее ППОИ) в сроки, установленные Комитетом по образованию (далее – Комитет);
- издают распорядительные акты по организации и проведению итогового собеседования;
- обеспечивают отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке итогового собеседования в образовательных организациях (далее соответственно – комиссия по проведению, комиссия по проверке) в соответствии с требованиями настоящего Порядка;
- под подпись информируют специалистов, привлекаемых к проведению и проверке итогового собеседования, о порядке проведения и проверке итогового собеседования;
- организуют проведение итогового собеседования в соответствии с требованиями законодательства и инструктивно-методических материалов;
- под подпись информируют участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) о местах и сроках проведения итогового собеседования, о порядке проведения итогового собеседования, о ведении во время проведения итогового собеседования аудиозаписи ответов участников итогового собеседования, о времени и месте ознакомления с результатами итогового собеседования, а также о результатах итогового собеседования, полученных обучающимися, экстернами.
- выделяют необходимое количество аудиторий проведения итогового собеседования, исходя из расчета количества участников итогового собеседования (в среднем в час в одной аудитории проведения проходит итоговое собеседование 3-4 человека (приблизительно 15 минут на одного участника)), количества привлекаемых экзаменаторов-собеседников (не менее одного на аудиторию) и экспертов (не менее одного на аудиторию);
- обеспечивают выделение рабочего места для ответственного организатора, оборудованное персональным компьютером с подключением к сети «Интернет» и принтером - для получения и тиражирования материалов для проведения итогового собеседования;
- обеспечивают техническую поддержку проведения итогового собеседования;
- обеспечивают заполнение бланков итогового собеседования в соответствии с инструктивными материалами, внесение сведений о результатах оценивания ответов;
- обеспечивают информационную безопасность при хранении, использованиии передаче комплектов тем, заданий итогового собеседования, принимают меры по защите комплектов тем, заданий итогового собеседования от разглашения содержащейся в них информации;
- обеспечивают проверку ответов участников итогового собеседования в день его проведения;
- обеспечивают ознакомление участников итогового собеседованияс результатами в течение одного дня по окончании проверки ответов участников итогового собеседования;
- определяют места и порядок хранения аудиозаписей итогового собеседования;
- обеспечивают хранение материалов итогового собеседования (аудиозаписи и бумажные носители) до 1 октября 2019.
4.8. В целях информирования граждан о порядке проведения итогового собеседования на официальных сайтах Комитета по образованию, администраций районов Санкт-Петербурга, портале ege.spb.ru, сайтах образовательных организаций не позднее, чем за месяц до проведения итогового собеседования публикуется следующая информация:
- о сроках проведения итогового собеседования не позднее чем за две недели до завершения срока подачи заявления;
- о сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового собеседования не позднее чем за две недели до дня проведения итогового собеседования.
5. Сроки и продолжительность проведения итогового собеседования
5.1. Итоговое собеседования проводится во вторую среду февраля.
5.2. Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет в среднем 15 минут.
Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового собеседования увеличивается на 30 минут.
В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (приветствие участника итогового собеседования, внесение сведений в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, инструктаж участника собеседования экзаменатором-собеседником по выполнению заданий КИМ до начала процедуры).
6. Подготовка к проведению итогового собеседования в образовательной организации
6.1. Итоговое собеседование может проводиться в ходе учебного процесса в образовательной организации. Участники итогового собеседования могут принимать участие в итоговом собеседовании без отрыва от образовательного процесса (находиться на уроке во время ожидания очереди и возвращаться на урок после проведения итогового собеседования). Участники итогового собеседования, ожидающие свою очередь, не должны пересекаться с участниками, прошедшими процедуру итогового собеседования. При этом итоговое собеседование может проводиться также вне учебного процесса в образовательной организации.
6.2. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения итогового собеседования, должны обеспечивать проведение итогового собеседования в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Для проведения итогового собеседования выделяются:
- учебные кабинеты проведения итогового собеседования, в которых участники проходят процедуру итогового собеседования (далее – аудитория проведения итогового собеседования);
- учебные кабинеты образовательной организации, в которых участники итогового собеседования ожидают очереди для участия в итоговом собеседовании (в учебных кабинетах образовательной организации параллельно может вестись урок для участников итогового собеседования, ожидающих своей очереди), а также учебные кабинеты для участников, прошедших итоговое собеседование (например, обучающиеся могут ожидать начало следующего урока в данном учебном кабинете);
- учебные кабинеты для проведения инструктажа и подготовки участников к итоговому собеседованию (далее – аудитория подготовки);
- помещение для ответственного организатора (далее – Штаб).
6.4. Аудитории проведения итогового собеседования должны быть изолированы от остальных кабинетов образовательной организации, в которых осуществляется учебный процесс, для обеспечения соблюдения порядка во время проведения итогового собеседования. Рабочее место в аудитории проведения итогового собеседования должно быть оборудовано техническими средствами, позволяющими осуществить аудиозапись устных ответов участников итогового собеседования.
6.5. Штаб оборудуется телефонной связью, принтером, персональным компьютером с выходом в сеть «Интернет» для получения КИМ итогового собеседования, критериев оценивания итогового собеседования и других материалов итогового собеседования. В Штабе должно быть организовано рабочее место для внесения результатов итогового собеседования в специализированную форму.
6.6. Не позднее чем за две недели до проведения итогового собеседования руководитель образовательной организации формирует комиссии по проведению и комиссии по проверке итогового собеседования.
В состав комиссии по проведению входят:
- ответственный организатор образовательной организации, обеспечивающий подготовку и проведение итогового собеседования;
- организаторы проведения итогового собеседования, обеспечивающие передвижение участников итогового собеседования и соблюдение порядка иными обучающимися образовательной организации, не принимающими участия в итоговом собеседовании (в случае если итоговое собеседование проводится во время учебного процесса в образовательной организации);
- организатор в аудитории подготовки, обеспечивающий соблюдение порядка в аудитории подготовки и выполняющий инструктаж участников;
- экзаменаторы-собеседники, которые проводят собеседование с участниками итогового собеседования, проводят инструктаж участника собеседования по выполнению заданий, а также обеспечивают проверку документов, удостоверяющих личность участников итогового собеседования, фиксируют время начала и время окончания проведения итогового собеседования для каждого участника. Экзаменатором-собеседником может являться педагогический работник, обладающий коммуникативными навыками, грамотной речью (без предъявления требований к опыту работы);
- технический специалист, обеспечивающий получение КИМ итогового собеседования с федерального Интернет-ресурса, а также обеспечивающий подготовку технических средств для ведения аудиозаписи в аудиториях проведения итогового собеседования.
В состав комиссии по проверке входят эксперты по проверке ответов участников итогового собеседования (далее – эксперты). К проверке ответов участников итогового собеседования привлекаются только учителя русского языка и литературы.
Количественный состав комиссии по проверке определяет образовательная организация в зависимости от количества участников итогового собеседования, количества аудиторий проведения итогового собеседования и количества учителей русского языка и литературы, работающих в образовательной организации и участвующих в проверке ответов участников итогового собеседования. В случае небольшого количества участников итогового собеседования и учителей, участвующих в проверке итогового собеседования, рекомендуется сформировать единую комиссию по проведению и проверке итогового собеседования в образовательной организации.
6.7. В аудиториях проведения итогового собеседования осуществляется аудиозапись при помощи персонального компьютера с необходимым программным обеспечением.
При организации проведения итогового собеседования на дому, в медицинской организации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, аудиозапись ответов участников итогового собеседования не ведется.
6.8. За день до проведения итогового собеседования РЦОИ передает в образовательную организацию список участников итогового собеседования, именные бланки участников итогового собеседования.
6.9. Ответственный организатор распределяет участников ИС на группы для проведения инструктажа в аудиториях подготовки. Участники, которым увеличивается время проведения ИС (см. Раздел 9), должны быть распределены в отдельные группы. Участники ИС, которым в заключении ПМПК рекомендовано изменение минимального количества баллов за выполнение всей работы (см. Раздел 9.6), не должны находиться в аудиториях подготовки вместе с другими участниками ИС.
6.10. За день до проведения итогового собеседования ответственный организатор при помощи технического специалиста заполняет и тиражирует материалы для проведения ИС: списки участников ИС, ведомость учета проведения ИС в аудитории (по количеству аудиторий), протокол эксперта (по количеству участников ИС), критерии оценивания ответов участников ИС (по количеству аудиторий), инструкцию для участников ИС. Распечатывает формы в соответствии с инструктивными материалами.
7. Порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового собеседования
7.1. Сведения по итоговому собеседованию вносятся РЦОИ в РИС. В РИС вносится следующая информация:
- об участниках итогового собеседования;
- о местах проведения итогового собеседования;
- о назначении участников на даты проведения итогового собеседования;
- о распределении участников по местам проведения итогового собеседования;
- о результатах итогового собеседования, полученных участниками;
7.2. Сведения об участниках итогового собеседования предоставляют образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования.
7.3. Не позднее чем за сутки до проведения итогового собеседования образовательная организация получает с официального сайта Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» (далее – ФГБНУ «ФИПИ») (fipi.ru) и тиражирует в необходимом количестве критерии оценивания для экспертов.
8. Проведение итогового собеседования
8.1. В день проведения итогового собеседования не ранее 8:00 и не позднее 9:00 по местному времени технический специалист получает с Интернет-ресурса и тиражирует материалы для проведения итогового собеседования. В случае отсутствия доступа к указанному Интернет-ресурсу технический специалист незамедлительно обращается в РЦОИ для получения материалов по резервной схеме.
8.2. В день проведения итогового собеседования в месте проведения итогового собеседования могут присутствовать:
- аккредитованные общественные наблюдатели;
- аккредитованные представители средств массовой информации;
- должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, и (или) должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.
8.3. Итоговое собеседование начинается не ранее 09:00 по местному времени. Участники итогового собеседования ожидают своей очереди в учебном кабинете образовательной организации (на уроке) или в учебном кабинете ожидания (если параллельно для участников итогового собеседования не ведется образовательный процесс).
8.4. Организатор проведения итогового собеседования приглашает участников итогового собеседования и сопровождает их в аудиторию(и) подготовки, для проведения инструктажа и получения именного бланка. По окончании инструктажа, сопровождает участников в аудитории проведения итогового собеседования согласно списку участников, полученному от ответственного организатора образовательной организации, а после окончания итогового собеседования для данного участника – в учебный кабинет образовательной организации (параллельно может вестись урок).
Во время проведения итогового собеседования участникам итогового собеседования запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. При установлении факта наличия и (или) использования участниками ИС средств связи, а также средств хранения и передачи информации во время проведения ИС или иного нарушения ими установленного порядка проведения ИС, участник, нарушивший порядок проведения ИС, удаляется с ИС. Ответственный организатор образовательной организации составляет «Акт об удалении участника итогового собеседования», а экзаменатор-собеседник вносит соответствующую отметку в форму «Ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории».
Во время проведения итогового собеседования участникам итогового собеседования запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
В случае если участник итогового собеседования по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить итоговое собеседование, он может покинуть аудиторию проведения итогового собеседования. Ответственный организатор образовательной организации составляет «Акт о досрочном завершении итогового собеседования по уважительным причинам», а экзаменатор-собеседник вносит соответствующую отметку в форму «Ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории».
9. Особенности организации и проведения итогового собеседования для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов.
9.1. Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом собеседовании предъявляют копию рекомендаций ЦПМПК, а участники итогового собеседования – дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность, а также копию рекомендаций ЦПМПК в случаях, изложенных подпунктом 9.5 пункта 9 настоящего Порядка.
9.2. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, организуется проведение итогового собеседования в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Основанием для организации проведения итогового собеседования на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ЦПМПК.
Для участников итогового собеседования с ОВЗ, для обучающихся на дому и обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендации ЦПМПК), для участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) ОИВ, учредители и загранучреждения обеспечивают создание следующих условий проведения итогового собеседования:
- беспрепятственный доступ участников итогового собеседования в аудитории проведения итогового собеседования, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже;
- наличие специальных кресел и других приспособлений;
- увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут.
Для участников итогового собеседования с ОВЗ, для обучающихся на дому и обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендаций ЦПМПК), для участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ЦПМПК) ОИВ, обеспечивается создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:
- присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание;
- использование на итоговом собеседовании необходимых для выполнения заданий технических средств.
Для слабослышащих участников итогового собеседования:
оборудование аудитории проведения итогового собеседования звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.
Для глухих и слабослышащих участников итогового собеседования:
привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика;
Для слепых участников итогового собеседования:
оформление комплектов тем, текстов и заданий итогового собеседования рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера.
Для слабовидящих участников итогового собеседования:
- копирование комплектов тем, текстов и заданий итогового собеседования в день проведения итогового собеседования в аудитории в присутствии члена комиссии по проведению итогового собеседования в увеличенном размере;
- обеспечение аудитории проведения итогового собеседования увеличительными устройствами;
- индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не ниже 300 люкс при отсутствии динамической регулировки).
Для участников с расстройствами аутистического спектра:
привлечение специалистов по коррекционной педагогике, а также людей, с которыми указанный участник знаком, находится в контакте (например, родитель) в качестве экзаменаторов-собеседников. Оценивание работ таких участников проводится по второй схеме (проверка экспертом после окончания проведения итогового собеседования аудиозаписей с устными ответами на задания итогового собеседования): в аудитории проведения итогового собеседования не должен присутствовать эксперт, оценивание происходит по завершении проведения итогового собеседования на основе аудиозаписи устного ответа участника.
В случае если особенности психофизического развития не позволяют участникам итогового собеседования с ОВЗ, участникам итогового собеседования - детям-инвалидам и инвалидам выполнить все задания итогового собеседования, а экспертам по проверке итогового собеседования провести оценивание итогового собеседования в соответствии с критериями оценивания итогового собеседования, определяется минимальное количество баллов за выполнение всей работы, необходимое для получения «зачета» для данной категории участников итогового собеседования, отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования для остальных категорий участников итогового собеседования.
Основанием для изменения минимального количества баллов за выполнение всей работы для данной категории участников итогового собеседования являются соответствующие рекомендации ЦПМПК.
10. Порядок проверки и оценивания итогового собеседования
10.1. Проверка итогового собеседования осуществляется экспертами, входящими в состав комиссии по проверке итогового собеседования.
Эксперты комиссии по проверке итогового собеседования должны соответствовать указанным ниже требованиям.
Владение необходимой нормативной базой:
- федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 17.10.2010 № 1897;
- нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового собеседования;
- инструкции по организации и проведению итогового собеседования.
10.2. Оценивание ответов участников итогового собеседования осуществляется непосредственно по ходу общения участника с экзаменатором-собеседником.
Проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе «зачет»/«незачет». При этом, при необходимости, возможно повторное прослушивание и оценивание записи ответов отдельных участников.
Эксперт, оценивающий ответ участника непосредственно по ходу его общения с экзаменатором-собеседником, во время проведения итогового собеседования в режиме реального времени заносит в протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования следующие сведения:
- ФИО участника;
- номер варианта;
- номер аудитории проведения итогового собеседования;
- баллы по каждому критерию оценивания;
- общее количество баллов;
- отметку «зачет»/ «незачет»;
- ФИО, подпись и дату проверки.
Зачёт выставляется участникам, набравшим минимальное количество баллов, определенное критериями оценивания выполнения заданий контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку.
На категорию участников итогового собеседования, перечисленную в пункте 9.6. Порядка, данное положение не распространяется. Для данной категории участников минимальное количество баллов за выполнение всей работы, необходимое для получения «зачета», отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования для остальных категорий участников итогового собеседования, устанавливается распорядительным актом Комитета.
После заполнения протокола эксперт переносит данные об оценивании ИС в бланк участника ИС, указывает в бланке ФИО и ставит подпись в соответствующих полях бланка.
10.3. Проверка и оценивание итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования должна завершиться в день проведения итогового собеседования.
10.4. По окончании итогового собеседования ответственный организатор получает:
- от технического специалиста аудиозапись ответов участников на флэш-носителе;
- от организатора в аудитории подготовки бланки неявившихся участников ИС, ведомость коррекции персональных данных;
- от организатора вне аудитории список участников ИС с отметками о неявке, удалении, досрочном завершении ИС.
Используя Протоколы эксперта, ответственный организатор контролирует качество заполнения экспертом бланков участников ИС.
10.5. Ответственный организатор складывает бланки участников ИС, Список участников, Ведомости учета проведения ИС в аудиториях, Ведомости коррекции персональных данных, заполненные акты об удалении и досрочном завершении ИС в возвратный спецпакет для передачи в РЦОИ. Оформляет сопроводительный лист.
11. Обработка результатов итогового собеседования
11.1. Спецпакет, содержащий материалы итогового собеседования, передается в ППОИ.
ППОИ передает материалы итогового собеседования на бумажных носителях в РЦОИ.
РЦОИ осуществляет сканирование именных бланков участников итогового собеседования, распознавание результатов оценивания и формирование ведомостей выверки результатов.
Ведомости выверки результатов итогового собеседования направляются в образовательные организации для проверки.
РЦОИ осуществляет экспорт результатов итогового собеседования в РИС.
После проведения выверки результатов ИС материалы ИС на бумажных носителях передаются в образовательные организации – пункты проведения ИС на хранение. Срок хранения документов и материалов на бумажных носителях, аудиофайлов с записями ответов – до 1 октября 2019. После окончания срока хранения бумажные носители и аудиофайлы уничтожаются в соответствии с приказом руководителя ОО.
12. Повторный допуск проведению итогового собеседования
12.1. Повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку в дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая) следующие обучающиеся, экстерны:
- получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат («незачет»);
- не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
- не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
13. Проведение повторной проверки итогового собеседования
13.1. В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового собеседования обучающимся, экстернам при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое собеседование предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования другой образовательной организации или комиссией.
13.2. Заявление на повторную проверку итогового собеседования обучающимися подается в администрацию района в течение двух дней со дня объявления образовательной организацией повторного неудовлетворительного результата («незачет»).
Повторную проверку итогового собеседования осуществляет комиссия другой образовательной организации, определяемой распорядительным актом администрации района или комиссией, созданной распорядительным актом администрации района.
Повторная проверка итогового собеседования осуществляется в течение двух рабочих дней со дня подачи заявления обучающимся.
Результаты повторной проверки итогового собеседования доводятся до сведения обучающихся не позже, чем через два рабочих дня после завершения повторной проверки.
Результаты повторной проверки итогового собеседования сообщаются в РЦОИ в день завершения повторной проверки.
14. Срок действия итогового собеседования
Итоговое собеседование как допуск к ГИА действует бессрочно.