Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов в Санкт-Петербурге

Что такое итоговое сочинение?

С 2014 года итоговое сочинение (изложение) проводится в декабре. По результатам итогового сочинения (изложения) осуществляется допуск (недопуск) обучающихся XI (XII) классов к государственной итоговой аттестации (ГИА). Сочинение должно быть написано в соответствии с требованиями, которые отражены в критериях оценки сочинений.

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Для сочинения, которое выпускники будут писать в  2016-2017 учебном году, обозначены пять направлений, в рамках которых будут сформулированы темы. Эти направления следующие:

  • «Разум и чувство» – Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
    Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
  • «Честь и бесчестие» – В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
    Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
  • «Победа и поражение» – Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
    В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
  • «Опыт и ошибки»  –  В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
    Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
  • «Дружба и вражда»  – Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
    Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или, наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

Что должен уметь выпускник, чтобы с успехом пройти через этот вид итоговой аттестации?

  • Он должен уметь раскрыть тему сочинения, не подменить тему, заявленную в заголовке, своей темой; для этого надо научиться находить ключевое понятие в теме. Например, если выпускник выбирает тему, которая примерно звучит так: «Почему необходимо ценить дружбу?», то выпускнику  надо писать о том, что такое дружба  и почему её нужно ценить?», пробуждая лучшее, что есть в человеке. Письменная речь всегда целенаправленна, поэтому надо продумать замысел своего высказывания, представить мысленно образ своего сочинения, «увидеть» свое сочинение в целом. Для этого надо сначала сформулировать тезис, т.е. то утверждение, которое будет доказано в сочинении;  сформулированный тезис «подскажет» доказательства. Доказательством в Итоговом сочинении, как это указано в критериях оценивания,  должно быть привлечение литературного материала.
  • Выпускник должен уметь формулировать тезис и уметь доказать свой тезис, обратившись к произведениям русской и (или) мировой литературы: кто из русских или зарубежных писателей показал, какое значение дружба имеет в жизни каждого человека. Выбор произведения, которые привлекаются для аргументации,  осуществляют сами выпускники.
  • В сочинении необходимо назвать авторов, произведения, доказать правильность своего обращения к тому или иному произведению знанием текста: его пересказом, упоминанием деталей, цитированием.

Итак, приступая к созданию сочинения, выпускник должен в первую очередь знать содержание произведений как входящих в школьную программу по литературе, так и прочитанных самостоятельно; понимать суть вопроса или утверждения, лежащих в основе темы, понимать, что такое тезис и доказательство, уметь грамотно и логично изложить свои мысли, не отступая от темы. Всему этому необходимо учиться. Главный способ научиться писать сочинения – писать сочинения и анализировать, насколько сочинение отвечает поставленным требованиям.

Итоговое сочинение проверяется по пяти критериям:

  • Соответствие теме
  • Аргументация. Привлечение литературного материала
  • Композиция и логика рассуждения
  • Качество письменной речи
  • Грамотность

Более подробно ознакомиться с критериями оценивания сочинения можно на сайте ФГБНУ ФИПИ.

Итоговое сочинение – не единственный вид письменной работы, которую должен выполнить выпускник. Сочинение является одним из заданий ЕГЭ по русскому языку. Насколько важно сочинение в этом экзамене, позволяет понять соотношение баллов между сочинением и ответами на вопросы. Максимальный первичный балл по русскому языку – 57, из них за сочинение  выпускник может получить 24 балла; из этого соотношения следует сделать вывод, что без хорошо сформированного умения писать сочинения нельзя получить общий высокий балл.

Те выпускники, которые выбирают ЕГЭ по литературе, должны овладеть умением выполнить ещё целый ряд письменных работ: дать краткие связные ответы на вопросы, связанные с пониманием идейно-художественного своеобразия эпического и лирического произведения, сопоставить одно произведение с двумя другими, дать развёрнутый ответ на проблемный вопрос в объёме не менее двухсот слов.

Важно видеть отличия в требованиях, которые предъявляются к разным видам письменных работ, и понимать эти отличия.

Все виды письменных работ можно выполнить с успехом, но для этого нужна серьёзная тренировка.